Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

пиросманашвили нико

Энциклопедический словарь

ПИРОСМАНАШВИЛИ Нико - ПИРОСМАНАШВИ́ЛИ (Пиросмани) Нико (Николай Асланович) (1862?-1918), грузинский живописец, примитивист (см. ПРИМИТИВИЗМ) . Самоучка Пиросманашвили, обладая непосредственным наивно-поэтическим видением мира, создал величаво-торжественные произведения, отличающиеся статичностью четко построенной композиции, строгостью колорита («Кутеж трех князей», «Дворник»).

* * *

ПИРОСМАНАШВИ́ЛИ Николай Асланович (прозванный Нико Пиросмани) (1862, село Мирзаани - 5 марта? 1918, Тбилиси), грузинский художник-самоучка.

События его жизни

Родился в селе Мирзани, в Восточной Грузии. Ученые до сих пор спорят о датах и событиях его жизни, овеянных многочисленными тайнами и легендами. В двадцатилетнем возрасте Пиросманашвили пришел из родного села в Тбилиси (Тифлис) и несколько лет работал слугой в доме зажиточных армянских торговцев, занимаясь в свободное время живописью. Влюбившись в одну из дочерей хозяйки, он написал ей любовное письмо, за что и был изгнан. Вместе со своим другом, таким же художником-любителем Г. Зазиашвили, основал мастерскую по изготовлению вывесок, однако эта затея не удалась. В начале 1890-х годов работал в Управе Закавказской железной дороги кондуктором на местных поездах, позднее торговал молоком и молочными продуктами. В конце концов, обнищал и стал бродяжничать, зарабатывая на скудное пропитание рисованием картин и вывесок для кабаков, трактиров, мясных и молочных лавок, постоялых дворов и винных погребков.

«Открытие» художника

В 1912 его живопись «открыли» заезжие профессионалы - русские авангардисты Кирилл и Илья Зданевич (см. ЗДАНЕВИЧ Илья Михайлович) и Михаил Ле-Дантю, восхищенные вывеской одного из постоялых дворов, где была представлена морская битва с участием прославленного русского крейсера «Варяг». Позже они познакомились и с другими картинами гениального самоучки, стали материально поддерживать его: кормили, устраивали ночлег, давали деньги на черную клеенку - на ней Пиросмани писал без предварительных набросков.

Особенности творчества

Пиросмани создал искусство из ремесла - вывесок, которые превратились у него в острохарактерные натюрморты, соединяющие жизнь предметов и надписей. Помимо вывесок, Пиросмани создавал портреты - индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии. Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос»), изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца. Однако множественность композиции проникнута чувством целого - судьбы отдельного человека, жизни, мира. Это единство задано лапидарным силуэтом, «наивной» (см. НАИВНОЕ ИСКУССТВО) стилистикой рисунка, оставляющей место только главному, а также колоритом. Цвет на картинах Пиросмани воспроизводит палитру грузинского народного искусства с его охристыми, черными и синими тонами, соответствующими естественным красителям и природе этой страны.

Маляр и ремесленник, не получивший никакого художественного образования, Пиросмани, благодаря мощи своего дарования, прирожденному чувству формы и цвета, поднялся до самых больших художественных высот. «Примитив» Пиросмани вдохновлял мастеров авангарда, в его произведениях ощутимо дыхание настоящей классики. Из более двух тысяч полотен, созданных Пиросмани, сохранилось около двух сотен, большинство из них хранится в Государственном музее Грузии в Тбилиси.

Большой энциклопедический словарь

ПИРОСМАНАШВИЛИ (Пиросмани) Нико (Николай Асланович) (1862?-1918) - грузинский живописец, примитивист. Самоучка Пиросманашвили, обладая непосредственным наивно-поэтическим видением мира, создал величаво-торжественные произведения, отличающиеся статичностью четко построенной композиции, строгостью колорита ("Кутеж трех князей", "Дворник").

Полезные сервисы

пиросманашвили нико (николай асланович)

Энциклопедический словарь

Пиросманашви́ли Нико (Николай Асланович) - Пиросмани (около 1862 - 1918), грузинский живописец-самоучка. Писал в наивно-примитивистской манере вывески для духанов, картины из жизни горожан, пейзажи, натюрморты. Обладая непосредственным поэтическим ви́дением мира, создал величаво-торжественные произведения, отличающиеся статичностью чётко построенной композиции, строгостью колорита («Кутёж трёх князей», «Дворник»).

Полезные сервисы